Переходим на электромобили

Обзор Tesla Model S: самый технологичный электромобиль
30.11.2015 - 21:10

Тесла — фамилия выдающегося изобретателя, благодаря которому мы используем переменный ток и электродвигатели, приводящие в движение большую часть современного мира. Пожалуй, для компании-производителя прорывных электрокаров нельзя придумать название лучше. После уймы не слишком удачных попыток сделать электрокар, способный на радость «зеленым» заменить машину с ДВС в повседневных поездках, компании Tesla удалось практически невозможное. Они не просто сделали успешный электрокар, но еще и с изрядно спортивными нотками! Молниеносный разгон на уровне автомобилей с мощным ДВС, эффективное торможение с рекуперацией, приличная управляемость — и все это при солидном запасе автономного хода около 400 км. Неудивительно, что продукция Tesla начала пользоваться огромной (по меркам электромобилей) популярностью сначала в США, а затем и в Европе. Например, Tesla Model S стала самой продаваемой машиной в Норвегии, во многом благодаря значительным льготам при покупке.

Неменьший интерес вызывает и прогрессивная «начинка» Теслы: в отличие от большинства привычных автомобилей, над Tesla изрядно поработали инженеры сферы IT, поэтому бортовой интерфейс имеет максимально современный вид. То есть электрокар изначально ориентирован на тач-интерфейс с 17-дюймовым экраном и взаимодействие со смартфонами или планшетами. Многие функции здесь интегрированы лучше, чем в большинстве машин. Наш обзор посвящен Tesla Model S как образцу высоких технологий и набирающему популярность гаджету.

Основные характеристики

  • Тип кузова: пятидверный хэтчбек (5 мест)
  • Снаряженная масса: 2108 кг
  • Двигатель: трехфазный асинхронный электродвигатель
  • Мощность: 416 л. с. при 5000—8600 об/мин
  • Крутящий момент: 600 Нм при 0—5100 об/мин
  • Батарея: литий-ионная, расположена в полу салона
  • Напряжение: 366 В
  • Емкость: 85 кВт·ч
  • Тип привода: задний
  • Трансмиссия: одноступенчатый редуктор
  • Передняя подвеска: пневматическая на двойных поперечных рычагах
  • Задняя подвеская: пневматическая, многорычажная
  • Тормоза: дисковые вентилируемые (по кругу)
  • Базовая размерность шин: 245/45 R19
  • Максимальная скорость: 210 км/ч (ограничено электроникой)
  • Разгон 0—100 км/ч: 4,4 с
  • Средний расход электричества:3,8 кВт·ч/100 км
  • Максимальный запас хода: 502 км

На тестировании был электромобиль Tesla Model S в версии P85, розничная цена — от 73 000 евро в Европе.

Дизайн и интерьер

Флагманская модель Tesla Model S обладает элегантными формами, которые напоминают вовсе не американские, а, скорее, европейские марки. Мне показалось, что в пропорциях силуэта и боковых обводах угадывается что-то от Jaguar или Maserati, а может быть, и от Mazda — именно здесь работал ведущий дизайнер Франц фон Хольцхаузен перед тем, как перейти в Tesla. Добавьте сюда яркий, сочный красный металлик — и машина начинает нравиться практически всем. Не припоминаю, чтобы приходилось слышать серьезные нарекания по поводу внешности Tesla.

Качество сборки — вот что выдает в машине американское происхождение и «мелкотиражное» производство. Зазоры местами плавают, некоторые детали интерьера стыкуются неряшливо. С этой точки зрения Теслу сложно назвать премиальной машиной. Впрочем, это и не являлось конечной целью.

Интерьер машины минималистичен: трехспицевый руль, слегка усеченный по хорде, центральная консоль обтянута кожей и украшена серебристыми и лакированными вставками. Салон достаточно просторный, если не считать ниспадающую крышу над головами задних пассажиров. Рослые седоки будут упираться головой, но запас пространства «по ногам» есть. Правда, с учетом почти пятиметровой длины машина могла быть еще просторнее. Бонус электромобиля: передний багажный отсек под капотом в дополнение к вместительному багажнику сзади (150 + 745 л).

От всего этого в первом впечатлении возникает контраст: симпатичная внешне машина местами оказывается довольно простой изнутри: взять, к примеру, внутренние ручки дверей, неважную шумоизоляцию и так далее. Что поделаешь, машина недешевая, и ей не избежать некоторых придирок. Хотя для первой полностью оригинальной модели Tesla Model S выглядит замечательно, а качество сборки дополнительно подтянется при переходе на более масштабное производство.

Бортовая система

Первое, что замечает пилот Теслы в минималистичном интерьере — это дисплей комбинации приборов и внушительный 17-дюймовый «планшет», в котором интегрированы все сервисные и развлекательные функции. Допустим, виртуальная комбинация приборов — уже не новинка, такие решения можно встретить на современных автомобилях. А вот полное отсутствие кнопок, за исключением индикатора аварийной остановки и открытия бардачка, впечатляет.

Такую тесную интеграцию функций в единый сенсорный интерфейс можно увидеть разве что в недавно показанном интерьере Volvo XC90 нового поколения. Tesla же предлагает подобное решение не первый год. В целом, графическая оболочка довольно симпатичная: кругом аккуратные иконки и пиктограммы, понятные и удобные виртуальные кнопки. Наверное, поэтому Tesla так часто вызывает ассоциации со смартфонами. Кстати, в качестве начинки тут используется платформа NVIDIA Tegra 3, что снова роднит электрокар с мобильной электроникой.

Итак, на водительском дисплее отображается текущий статус машины и все, что имеет отношение к поездке. В данном случае машина стоит на парковке в режиме зарядки. В центре экрана можно увидеть напряжение и ток зарядки, а также прогнозируемый запас автономного хода. Слева — статистика пробега и расхода энергии, а если нажать «горячую клавишу» на руле, то справа появится список функций, которыми можно управлять, не отрываясь от поездки:

  • Климатические установки для водительского места
  • Скорость вентилятора обдува
  • Яркость водительского экрана
  • Управление люком
  • Переключение медиаисточника

 

Что любопытно, регулировка открытия люка сделана по нескольким градациям, выражаемым в процентах: от легкой вентиляции (менее 15%) и до открытия настежь (100%). Естественно, на ходу вместо пиктограмм зарядки на экране появляется спидометр, экономайзер и другие, более привычные глазу инструменты — все, что требуется водителю. Но все самое интересное выводится на большой «развлекательный» дисплей.

Здесь присутствуют следующие информационные категории:

  • Медиаплеер
  • Карты и навигация
  • Расход энергии
  • Веб-браузер
  • Камера заднего вида
  • Телефон

На большой экран могут одновременно выводиться сразу два приложения: например, медиаплеер и навигация. Площади вполне хватает, чтобы уместить нужную информацию, детализированные карты и иконки.

В нижней части экрана неизменно присутствуют параметры двухзонного климат-контроля. Надо сказать, в современных машинах премиум-класса встречается и большее количество зон, хотя они не всегда «подлинно» разделены по температуре. Медиаплеер способен воспроизводить мультимедийные файлы с разных источников, поддерживается интернет-радио TuneIn. Дополнительные настройки позволяют отрегулировать позиционирование звука и активировать эффект окружающего звука Dolby Surround. Есть простенький 3-полосный эквалайзер.

Карты и навигация — гордость Теслы. Здесь решили пойти простым и логичным путем: лицензировать картографию Google. Поэтому европейские модификации Tesla Model S прекрасно ориентируются в России, а также способны отображать информацию о пробках прямо в штатной навигационной системе. Встроенный 3g-модуль в России не работает, но всегда можно подключить мобильный интернет на смартфоне и «раздать» Тесле интернет через Wi-Fi. Получается весьма удобная комбинация.

Отдельной похвалы заслуживает быстродействие системы. Да, в напряженной работе карты Google иногда «притормаживают», но если сравнить интерфейс Tesla с большинством остальных машин — то он гораздо шустрее и плавнее. Качественное отображение дорожной ситуации (пробок) на территории России и вовсе остается загвоздкой для большинства машин, так что Tesla в этом отношении справляется отлично. Штатная навигация отдельно собирает статистику по зарядкам автомобиля. В памяти хранятся все посещенные станции подзарядки, и они отображаются особым знаком на картах. Увы, самая ближайшая официальная станция подзарядки находится в 1669 километрах от Москвы в норвежском местечке Коргвеген под Лиллехаммером… В общем, проблему быстрой зарядки каждый владелец Теслы в России решает своими силами.

Как правило, устанавливается мощная 32-амперная линия с заземлением, от которой машина полностью заряжается за несколько часов.

Следующая закладка — расход энергии. Здесь отображается подробная статистика пробега и затраченной энергии, на основании чего строится прогноз остатка хода. Как обычно, усредненные данные — наиболее точные, а мгновенный расход энергии и остаток хода плавает в больших пределах, поэтому не стоит ориентироваться на них. В конце концов, счастливый владелец может прикинуть по этим данным, какие поездки наиболее экономичны, а какие — наиболее затратны, чтобы оптимально спланировать свой пробег от зарядки до зарядки.

В отдельную закладку вынесен полноценный веб-браузер. Поскольку машина легко подключается к любым точкам доступа Wi-Fi, то на парковке запросто можно выйти в интернет и поискать нужную информацию, проверить почту и так далее. На большом экране Теслы это не менее удобно, чем на планшете.

Далее идет камера заднего вида. Надо сказать, по меркам «премиум-класса» реализована она весьма скромно: нет ни кругового обзора, ни прикидочной разметки с траекторией движения. В принципе, многие современные машины имеет в своем арсенале камеру заднего вида с разметкой, а в премиум-классе уже принято делать круговой обзор с подробными диаграммами. Здесь Тесла терпит небольшое поражение.

И, наконец, телефонные функции — это привычная «громкая связь» и соединение с мобильниками. Тут все стандартно, обошлось без инноваций.

В бортовой системе хранятся все настройки электромобиля. Тут регулируются ездовые и общие параметры: рулевое управление, подвеска, открытие люка, свет и так далее. Европейская версия Теслы оснащена пакетом для холодных стран: сюда входит подогрев сидений и лобового стекла. Настроек не так уж много, но они хорошо продуманы и скомпонованы в данном меню. В бортовой системе хранятся все настройки электромобиля. Тут регулируются ездовые и общие параметры: рулевое управление, подвеска, открытие люка, свет и так далее. Европейская версия Теслы оснащена пакетом для холодных стран: сюда входит подогрев сидений и лобового стекла. Настроек не так уж много, но они хорошо продуманы и скомпонованы в данном меню.

Отдельного упоминания заслуживает функция код-граббера: Тесла способна «запоминать» радиокоды брелоков, открывающих ворота гаража или шлагбаумы, и при необходимости открывать их самостоятельно. Более того, каждый из трех сохраненных кодов имеет привязку по координатам: домашний и рабочий адрес машина не перепутает.

Большинство вышеупомянутых функций поддерживает удаленное управление через специальное приложение для смартфонов. Хотите заранее прогреть салон машины зимой? Пожалуйста. То же самое касается и параметров зарядки. Пока трудно говорить о безопасности этого решения, но возможность мониторинга состояния машины со смартфона будет полезна многим владельцам.

Что мы имеем в сумме? Большинство бортовых функций в Тесле уже давно стали привычным оснащением в премиальном сегменте. По-настоящему выделить можно удобную навигацию, высокое быстродействие и продвинутые сетевые функции. В то же время Тесла является отличным примером интеграции всех функций в единую систему, управлять которой на 17-дюймовом экране несравнимо удобнее, чем сотнями кнопок. Ну и, пожалуй, стоит упомянуть, что Tesla регулярно выпускает для машины программные обновления, которые исправляют и улучшают работу бортовой системы. Даже здесь машина похожа скорее на гаджет.

Наверное, это и рождает массу ассоциаций между Tesla и iPhone: они оба на определенном этапе совершили смелый переворот на рынке. Но перед Tesla стоит куда более сложная задача — она должна вселять уверенность в завтрашнем дне для всех электромобилей. И для популяризации одного лишь «умного» интерфейса будет недостаточно. Машине нужны впечатляющие ездовые характеристики.

Ездовые ощущения

Некоторое время назад словосочетание «спортивный электромобиль» могло вызывать лишь ухмылку. Большинство выпускаемых ныне электромобилей — увы, довольно скучные транспортные средства для экологических защитников, а не воплощение пресловутых идеалов «driver’s car». Но на общем фоне продукция Tesla и, в частности, Model S из нашего обзора — словно ярко-красный драйверский фрукт на фоне зеленых экологичных «овощей»!

Мощный 416-сильный электромотор обеспечивает двухтонной машине упругое и эластичное ускорение в большом диапазоне скоростей. Машина берет бодрый старт с места и ускоряется от 0 до 100 км/ч за 4,4 секунды — такой динамике позавидует иной спорткар именитого бренда. При этом запас хода для электрокаров рекордный: около 400 километров пробега в городских условиях. Это позволяет довольно свободно перемещаться по городским маршрутам, не слишком опасаясь остаться без заряда «на самом интересном месте».

Рекуперативное торможение — не новость для гибридных и электрических машин. Каждый раз, когда вы отпускаете педаль газа, Тесла запасает энергию через торможение. Если умело рассчитывать ход и вовремя переходить на режим рекуперации, можно сэкономить дополнительную величину заряда, а значит, и продлить величину автономного пробега машины. Но если ситуация требует интенсивного замедления — то к вашим услугам тормозная система от Brembo, способная эффективно «осадить» Tesla Model S с приличных скоростей. Безусловно, это очень важно для столь динамичного автомобиля.

Управляемость Теслы тоже не подкачала — машина четко прописывает траекторию в пределах разумных возможностей и, опять же, оправдывает свои претензии на спортивность. Проектируя машину, инженеры «нарушили» все автомобильные каноны: в основе всей конструкции — увесистая батарея аккумуляторов, расположенная в полу машины. За счет этого достигается очень низкий центр тяжести, повышающий устойчивость в поворотах. Возможно, Model S не изобретает колесо (или электродвигатель) заново, но ломает стереотипы — уж точно.

 
Автоспорт все статьи
Электроника все статьи